Как подготовить ребенка к садику?
Одним из важнейших этапов развития и взросления ребенка является этап, когда ребенок начинает ходить в детский сад. Он может начаться в период 1,5 — 3 года, в зависимости от занятости родителей и наличии помощников (бабушек, дедушек, нянь и т. Д.). Многих родителей пугает этот этап по нескольким причинам:
- собственный негативный опыт;
- психологическая готовность ребенка к разлуке с мамой, папой;
- отсутствие навыков самообслуживания;
- адаптация к незнакомой среде.
Как минимизировать стресс ребенка и родителей при адаптации к детскому саду?
Многих страхов, стрессов и слез можно избежать, если постепенно подойти к процессу адаптации и малыша и родителей.
Основные моменты, на которые стоит обратить внимание:
- Избавление от собственных детских страхов.
- Предварительное знакомство с воспитателем.
- Разговоры с малышом детский сад (приобретение новых друзей, игры, рисование, чтение), чтение детских книг по теме.
- Приобретение навыков самообслуживания.
- Постепенное увеличение времени нахождения в саду.
- Ритуалы прощание и встречи.
Больше всего мы боимся за своего малыша, помня собственный негативный опыт. Отдавая ребенка в дошкольное учреждение, надо помнить, что мы хотим получить качественную услугу и возможность ухода за своим малышом, а не обязательную «социализацию» и «подготовку к школе» советской эпохи. Родители имеют возможность сами выбрать дошкольное учреждение (государственный или частный), ознакомиться с правилами, методиками, распорядком, качеством питания. И вообще, если нет необходимости, можно оставаться на домашнем воспитании, получать социализацию на детских площадках и на различных развивающих занятиях. В случае, если развод с ребенком на любое время вызывает у вас тревогу, страх, панику, то стоит обратиться к психологу-психотерапевту, который поможет вам осознать реальные причины этих ощущений и изменить отношение к ситуации.
Чтобы уменьшить стресс и горькие слезы первого расставания малыша и мамы, мы советуем устроить предварительное знакомство ребенка и воспитателя. Современные воспитатели относятся к этому весьма положительно. При таком знакомстве малыш не будет воспринимать воспитателя как чужую и страшную тетю. Это уменьшает не только стресс для ребенка, но и для самого воспитателя и упрощает дальнейший процесс адаптации в самом помещении дошкольного учреждения.
Для накопления положительных эмоций, ожидания похода в садик, стоит рассказать малышу о радостных и приятные моменты. Интересные игры с новыми друзьями, веселые прогулки, новые полезные занятия. В этом помогут книги о детский сад, многообразие которых достаточно большое в книжных магазинах и Интернете.
Ребенок будет чувствовать себя более комфортно, если сможет быть достаточно независимой. Самостоятельно переодеваться, складывать одежду, довольно искусно есть ложкой. Надо заранее постепенно обучать малышей быть самостоятельной. Только если обучение не касается ясельного возраста. Не надо отчаиваться, если ребенка не сразу все получается. Будьте внимательны и не пугайте ребенка страшными рассказами из собственного опыта или фантазиями других людей.
Некоторые родители считают, что погружать ребенка в новую среду надо сразу и полностью. Как погружения в холодную воду. Да, иногда это срабатывает, если дети более старшего возраста 2,5 — 3 лет. Но в меньшей возрасте это может вызвать тяжелую истерику и глубокий стресс. Постепенное увеличение времени нахождения в новой среде сделает привыкание более спокойным и комфортным.
І на сам кінець, хочеться звернути увагу батьків на ритуали прощання й зустрічі. Треба завжди виконувати обіцянки, дані малечі. Якщо ви кажете, що заберете її після денного сну, то дотримуйтесь слова, не змушуйте малечу чекати і розчаровуватись. При прощанні розкажіть про ті приємності, які чекають на дитину сьогодні, а при зустрічі спитайте, що саме сподобалось, а що ні. Зустрічайте з посмішкою і дайте висловити все, що накопичилось у дитини за час без вас.
Текст підготувала психолог/психотерапевт центру психотерапії Alter Ego Олена Лукіна.