- Запомни слова по порядку. Называем несколько слов, которые ребенок должен запомнить и повторить в том же порядке. Для начала можно использовать в игре всего несколько слов – 3-5. Далее можно усложнять правила игры, увеличивая количество слов. К примеру: дом, солнце, каша, лампочка, собака.
- Кто потерялся. Перед малышом выкладываем несколько игрушек (штук 5-6 не больше) и просим запомнить их. Дальше малыш выходит из комнаты, а мы быстро прячем одну из игрушек. Вернувшись, ребенок должен внимательно определить, кто же сбежал и потерялся.
- Домик. Для этой игры берем несколько игрушек (подойдут разные игрушки из киндер-сюрпризов, маленькие машинки и др. небольшие игрушки). Просим ребенка запомнить игрушки. После того, как малыш сообщает, что запомнил – прячем игрушки в «домик» (роль домика может сыграть обычная коробка). Просим ребенка вспомнить все спрятавшиеся игрушки. После того, как все игрушки угаданы, можно поменяться ролями, и теперь мама угадывает, кто же спрятался в домике.
- Картинки. Для этой игры подойдут любые цветные картинки, если у вас есть книга с большим количеством картинок, смело берите ее. Ребенку показываем картинку и просим запомнить все, что на ней изображено. После того как малыш посмотрел и все запомнил, картинку убираем и просим ребенка по памяти воспроизвести все, что он видел.
- Магазин. Отправляем ребенка в магазин при этом называем то, что нужно купить (для начала не более 4-5 наименований). К примеру, хлеб, мороженое, молоко, сыр, шоколадку. Малыш бежит в другую комнату и перечисляет папе-«продавцу» все, что он хочет у него купить. Со временем список покупок увеличивается. В такую игру можно играть и в настоящем магазине. Выходя из дома, сообщите ребенку, что вам необходимо купить в магазине. Придя в магазин, пусть малыш по памяти помогает выбирать нужные продукты.
- Разведчики. Перед выходом на улицу объявляем ребёнку начало игры и объясняем условия. Необходимо на улице все запоминать, где происходящее происходит, а вернувшись домой, «доложить» видавшему папе, акцентируя внимание на деталях: какого цвета машина во дворе, кого встретили в магазине, сколько кошек бегало возле соседнего подъ езду…
- Портрет. Предлагаем малышу внимательно посмотреть на маму и запомнить, во что она одета. Далее мама выходит в другую комнату и что-то меняет в своем образе, например, надевает шапку, шарф или сменяет одну юбку на другую. Возвращается в комнату. Ребенок внимательно смотрит на маму и сообщает, что изменилось в его образе.
- Танцуем. Эта игра помогает в развитии двигательной памяти. Включаем музыку и воспроизводим под нее какое-нибудь несложное движение. Например, сесть на корточки, встать, а затем поднять руки вверх. Позже количество движений можно увеличивать. Ребёнок в свою очередь запоминает движения мамы, а затем воспроизводит их по памяти.
- Повторюшка. Для игры используем подручные материалы: пуговицы, монетки, счетные палочки. С помощью перечисленных предметов выкладываем несложное изображение, например домик или цифру 1. Предлагаем ребенку запомнить изображение, после чего малыш воспроизводит увиденное.
- Рисунок. Рисуем на листе бумаги простой рисунок, например круг, треугольник, квадрат. Изображение в течение нескольких секунд показываем ребенку, после чего убираем и малыш должен воспроизвести рисунок на своем листке. Сначала рисунки создаются простым карандашом, далее можно усложнять разными цветами, формами, количеством изображенных на листе бумаги предметов.
- Найди изображение. Ребенку показываем карту с изображенными на ней животными. После того как малыш внимательно посмотрел и запомнил, карточку убираем. Далее перед ребенком выкладываем несколько карточек с изображенными на них разными животными, в том числе и ту, которую ребенок запоминал. Просим ребенка внимательно посмотреть на картинки и указать ту, которую ему показывали. В начале можно ограничиться 4-5 карточками, далее усложняем упражнение с помощью увеличения количества картинок.
- Слово. В эту игру можно играть как вдвоем, так и с группой детей. Называем слово (например, солнце), малыш его запоминает, повторяет и добавляет любое дополнительное слово (например, озеро). Следующий игрок (или снова вы, если играете вдвоем с ребенком) называет все перечисленные ранее слова и добавляет одно новое слово (например, солнце, озеро, верблюд). Игра продолжается до тех пор пока один из игроков не сможет воспроизвести все ранее названные слова.
- Найди 10 отличий. Ребенку демонстрируем две картинки, имеющие незначительные отличия друг от друга. Ребенок, внимательно изучив картинки, должен найти эти отличия и назвать.
- Мемори. Берем несколько парных карт (для начала лучше брать небольшое количество). Показываем ребенку изображенные на карточках картинки. Далее переворачиваем их рубашками вверх. Предлагаем малышу открывать карты попарно. Если изображения совпали, то они удаляются из игры. Если же картинки оказались разными, то переворачиваем их снова рубашками вверх и поворачиваем на место.
- Действия. Ребёнку предлагаем выполнить действия в определенном порядке. К примеру, подойди к своему столу, возьми красный фломастер и отнеси его на кухню.
Перечисленные игры на развитие памяти не требуют практически никакой подготовки, но очень интересны детям. Так незаметно, в процессе игры, вы с легкостью будете тренировать память малышу, что в будущем ему пригодится.