Одним из важнейших этапов развития и взросления ребенка является этап, когда ребенок начинает ходить в детский сад. Он может начаться в период 1,5 – 3 года, в зависимости от занятости родителей и наличия помощников (бабушек, дедушек, нянь и т.д.). Многих родителей пугает этот этап по нескольким причинам:
- собственный отрицательный опыт;
- психологическая готовность ребенка к разлуке с мамой, папой;
- отсутствие навыков самообслуживания;
- адаптация к незнакомой среде.
Как минимизировать стресс ребенка и родителей при адаптации к детскому саду?
Многих страхов, стрессов и слез можно избежать, если постепенно подойти к процессу адаптации и малыша и родителей. Основные моменты, на которые следует обратить внимание:
- Лишение собственных детских страхов.
- Предварительное знакомство с воспитателем.
- Разговоры с малышом о детском саду (приобретение новых друзей, игры, рисование, чтение), чтение детских книг по теме.
- Приобретение навыков самообслуживания.
- Постепенное увеличение времени нахождения в садике.
- Ритуалы прощания и встречи.
Больше всего мы боимся за своего малыша, помня собственный негативный опыт. Отдавая ребенка в дошкольное учреждение, нужно помнить, что мы хотим получить качественную услугу и возможность ухода за своим малышом, а не обязательную «социализацию» и «подготовку к школе» советской эпохи. Родители могут сами выбрать дошкольное учреждение (государственное или частное), ознакомиться с правилами, методиками, распорядком, качеством питания. И вообще, если нет необходимости, можно оставаться на домашнем воспитании, получать социализацию на детских площадках и на разнообразных развивающих занятиях. В случае, если развод с ребенком на любое время вызывает у вас тревогу, страх, панику, следует обратиться к психологу-психотерапевту, который поможет вам осознать реальные причины этих ощущений и изменить отношение к ситуации. Чтобы снизить стресс и горькие слезы первого расставания малыша и мамы, мы советуем устроить предварительное знакомство ребенка и воспитателя. Современные воспитатели относятся к этому достаточно положительно. При таком знакомстве малыш не будет воспринимать воспитателя как чужую и страшную тетю. Это уменьшает не только стресс для ребенка, но и самого воспитателя и упрощает дальнейший процесс адаптации в самом помещении дошкольного учреждения. Для накопления положительных эмоций, ожидания похода в садик, стоит рассказать малышу о радостных и приятных моментах. Интересные игры с новыми друзьями, веселые прогулки, новые полезные занятия. В этом помогут книги о детском саду, разнообразие которых достаточно велико в книжных магазинах и Интернете. Ребенок будет чувствовать себя более комфортно, если сможет быть достаточно независимым. Самостоятельно переодеваться, складывать одежду, достаточно умело есть ложкой. Надо заранее постепенно обучать малышей быть самостоятельной. Только если обучение не касается ясельного возраста. Не надо отчаиваться, если малышам не сразу все удается. Будьте внимательны и не запугивайте ребенка страшными рассказами по собственному опыту или фантазиями других людей. Некоторые родители считают, что погружать ребенка в новую среду нужно сразу и полностью. Как погружение в холодную воду. Да, иногда это срабатывает, если малыши более старшего возраста 2,5 – 3 лет. Но в меньшем возрасте это может вызвать тяжелую истерику и глубокий стресс. Постепенное увеличение времени нахождения в новой среде сделает привычку более спокойной и комфортной. И напоследок, хочется обратить внимание родителей на ритуалы прощания и встречи. Надо всегда выполнять обещания, данные малыши. Если вы говорите, что заберете ее после дневного сна, то соблюдайте слово, не заставляйте малышей ждать и разочаровываться. При прощании расскажите о тех удовольствиях, которые ждут ребенка сегодня, а при встрече спросите, что именно понравилось, а что нет. Встречайте с улыбкой и дайте высказать все, что скопилось у ребенка за время без вас. Текст подготовила психолог/психотерапевт центра психотерапии Alter Ego Елена Лукина.